Возможные проблемы в развитии речи у детей.

развитие речи у детейРазвитие речи у детей  — это очень сложный процесс, который включает в себя не только называние слов, но и их понимание, знание. Очень часто, ребёнок, зная и понимая очень многие слова, или даже всё, что говорят ему родители, упорно не хочет разговаривать. Но это тоже не плохо. Если ребёнок всё понимает, значит, его речь развивается и словарный запас очень богат. Просто, такие молчуны обычно накапливают в себе слова. А потом, за очень короткий срок начинаю говорить. Да ещё так, что не остановишь и не переслушаешь.

Очень важно уметь выявлять причины, по которым ребёнок не разговаривает, или разговаривает, но очень мало и плохо. Об этом вы можете подробно прочитать в предыдущей статье: «Развитие речи у детей».

Но ещё, хотелось бы рассмотреть, возможные проблемы, в развитии речи у детей.

Задержка  развития речи на стадии называния.

Это относится к тем детям, которые охотно повторяют за родителями звуки и даже некоторые слова. Но сами говорить не хотят. У них соотношения слов к предметам. Им удобнее общаться жестами и детским лепетом. Но если, взрослые их не понимают, то они становятся капризными, могут кричать, выражая своё недовольство.

В таком случае родителям необходимо:

  • Озвучивать все предметы и действия, которые видит или делает ребёнок. Для того, чтобы у него формировалось собственное отношение слов к предметам.
  • Как можно больше играйте в совместные игры.
  • Не учите ребёнка разговаривать, а просто разговаривайте с ним как можно больше.

Задержка в развитии речи на стадии эмоционального общения.

Такая проблема часто возникает в семьях, где ребёнку не хватает общения. Родители либо вообще мало с ним разговаривают. Либо все разговоры ведут только к выражению любви. Поцелуи и разговоры о том, как вы любите ребёнка не научат его говорить. В таких разговорах, он просто не нуждается в словах. Ему будет достаточно обнять вас или улыбнуться. Для того, чтобы это исправить, нужно опять же как можно больше разговаривать с ребёнком на предметные темы. Называть  все действия и предметы. Старайтесь передать ребёнку интерес к слову, создавайте ситуации, в которых ему будет нужно говорить или называть слова.

Фиксация на предметных действиях.

Проблема в развитии речи может возникнуть, если ребёнок постоянно  играет в игрушки, однообразно манипулирует ими. Но при этом постоянно молчит. Он редко обращает внимания на взрослых. Не смотрит им в глаза. Может не выполнять просьбы и часто не слышит обращения к нему. Даже свои недовольства, такой ребёнок показывает игрушке, но не родным.  Такие дети, выпадают из общения с окружающими людьми. У таких детей словарный запас очень скуден.

В таких случаях, постарайтесь найти свои ошибки. Почему ребёнок отдалился от вас и не хочет идти на контакт. Попытайтесь настроить нежный и тёплый эмоциональный контакт с ребёнком. Он должен почувствовать себя нужным. Частые поглаживания по голове, нежные обращения по имени, постоянное внимание к занятиям и играм ребёнка. Не отказывайте ему в совместных занятиях.

Старайтесь наладить зрительный контакт с ребёнком. Можете вернуться к младенческим играм. Где не нужны игрушки. Поиграйте в ладушки, или сороку-ворону. Можете изображать различных зверей. Постарайтесь занимать ребёнка играми, где он не сможет играть один. Разговаривайте, читайте как можно больше.

Если же все ваши усилия не приносят результатов. ребёнок всё больше уходит в себя, не смотрит в глаза, однообразно играет со своими игрушками, не хочет разговаривать. Это может быть тревожным симптомом. Такое поведение ребёнка может быть ранней стадией детского аутизма. Обязательно  покажитесь специалисту.

Детские слова.

Дети могут очень долго, вплоть до 3-х лет, употреблять слова, которые больше похожи на лепет. Он их понимает и называет ими определённые предметы. Взрослые тоже понимают ребёнка и даже повторят за ним, эти неправильные, детские слова. Постепенно в семье начинают говорить с ребёнком на его языке. Такие слова часто содержат, либо первый и последний слоги, либо вообще не похожие и не относящиеся к слову буквы. Ребёнок может называть одним детским словом очень много предметов. Например, у моей маленькой дочери, слово «кака» означает очень много: рыба, ёлка, сок, кака, и ещё несколько слов. Почти все слова у неё заканчиваются на «ка».


В таких случаях взрослым нужно взять за правило. Не повторять за ребёнком его слов. если он говорит вам какое то слово, вы в ответ произносите его правильно. С ребёнком нужно разговаривать чётким и внятным голосом. Обращайте внимание, на то, чтобы в этот момент ребёнок смотрел на вас. Разговаривая с ребёнком, произнося слова, которые он ещё не может говорить, нужно активно использовать артикуляцию. Ребёнок должен видеть, как вы произносите это слово.

Делайте с ребёнком артикуляционную гимнастику, можно также делать логопедический массаж.

Согласно возрастным нормам, у ребёнка до 5 лет могут наблюдаться дефекты в речи. Т.е. он может не выговаривать некоторые буквы. Например «Р», «ш», и это считается нормальным. Но не нужно затягивать. Все дефекты речи можно устранить, занимаясь с логопедом. Главное не запускать речь ребёнка. От правильного произношения слов, зависит очень многое.

Стремительное развитие речи у детей.

Бывает и так, что ребёнок начинает говорить очень рано. Это называется стремительным речевым развитием. Уже в год ваш малыш может начать разговаривать предложениями. Он всё понимает и всё говорит. Опережая все речевые нормы, для своего возраста. Может употреблять в речи очень сложные слова.

Сколько гордости у родителей за такого ребёнка.  Его начинают усиленно обучать. Много читают ему, малыш с интересом слушает и всё понимает. Начинают учить буквы, цифры, и многое другое.

Но чаше всего таких маленьких вундеркиндов начинают мучать ночные кошмары, он становится капризным, вялым, могут появиться страхи. Это всё потому, что его детская, слабая, и ещё не окрепшая психика, просто не выдерживает такой наплыв новой и новой информации. Ещё прошло очень мало времени от рождения малыша, а его уже пытаются сделать умным, взрослым ребёнком. его нервная система переутомлена.

В таких случаях родителям нужно сбавить темпы. Больше гуляйте с ребёнком на чистом воздухе. Давайте ему отдыхать. Играйте в более простые игры. Не усердствуйте с обучением, и новой информацией. Всему своё время.

 

Вот такие возможные проблемы могут быть на стадии речевого развития у детей. Старайтесь их не допускать, или искоренять на ранних стадиях, правильным общением с ребёнком.

Удачи вам в развитии вашего малыша!


23 комментарий

  1. Да, статья очень понравилась. Считаю её правильной.
    Я со своими дочерьми много разговаривала. Даже озвучивала свои действия при приготовлении блюд. Они и после, уже будучи взрослыми, просили, улыбаясь: «Мама, а расскажи нам, как ты с кастрюлями и овощами разговаривала! Нам так нравилось!»
    А вот дочь с мужем постоянно молчали, за компом сидели. Внук заговорил поздно, но как..! Сразу законченными по смыслу предложениями, хоть и короткими.

  2. Что-то предложение одно исчезло куда-то:
    А вот дочь с мужем постоянно молчали, за компом сидели.
    «Пришлось мне подключаться, исправлять упущенное!»
    Внук заговорил поздно, но как..! Сразу законченными по смыслу предложениями, хоть и короткими.

  3. Развитие речи у детей — процесс часто непредсказуемый. Вроде и ничего не предвещает, все нормально идет, а потом вдруг появляются проблемы, решить которые может только логопед, да и то не каждый.

  4. У моих детей серьезных проблем к счастью не наблюдалось.Старший начал гворить рано и буквы выучил быстро.А вот младший заговорил позже, и буквы ему пока никак не даются.А вот цифры и счет очень хорошо знает,до 10.Ему скоро будет 5 лет.

  5. Очень важно развивать речь ребенка, но и перегружать его нельзя, опасно психическими расстройствами

  6. Детки развиваются каждый по-своему. Очень важно им помогать, но при этом не торопить.

  7. Хорошая статья и советы верные. Сейчас очень модно раннее развитие детей, вот и перегружают малышей, а ведь частенько так бывает , что малыши молчат молчат, а потом начинают говорить предложениями.

  8. У меня только во взрослом возрасте речь пропала.

  9. Всегда надо с детьми очень мудрыми быть и постоянно все видеть самим. Если видишь проблему, надо решать… срочно, не затягивать ничего…У меня у подруги внук долго не говорил. И я посоветовала обратить внимание на уздечку. Вот нашли врача, и правда так все оказалось. Подрезали, и заговорил. Но сколько времени упущено… Все равно надо быть очень мудрыми…

  10. У нас все, слава Богу, хорошо складывается, дочка двуязычная и разговаривает на обоих языках без проблем, хотя по началу тоже свои заморочки были: когда дочке было года 2, я спрашивала ее что-нибудь по-русски, а ответ получала на голландском языке (она в то время в садик голландский ходила).

  11. да, ребенок требует общения и если с ним не говорить он или замыкается или старается разными способами привлечь внимание и творят всякие неприятности а родители потом еще и ругаю их за это.. полезная информация. благодарю

  12. Да, у всех детей какие-то сложности с речью, у одних одни, в других другие. И статья в этом смысле хорошая — помогает обратить внимание на то, над чем надо поработать.

  13. Пусть коснется тонкий лучик
    Солнца золотистого
    Женских нежных, гладких ручек
    И лица лучистого!
    Пусть раскрасит цветом ярким
    Праздник в дни весенние
    Жизнь твою, а все подарки
    Дарят настроение!
    С наступающим праздником!

  14. Да, чем больше человеческой речи ребёнок слышит в семье, тем проще ему заговорить.

  15. Здравствуйте, очень умная статья. С задержкой речи не сталкивалась, все мои дети и внуки очень рано начинали болтать. Вот и моя самая младшая внучка Руся, которой шесть месяцев, радует меня своим вполне осмысленным «баба», и не только этим, конечно. Но вот наблюдаю за старшей, ей 16, — нервная система… Так что совет сбавить темпы очень правильный. С праздником!

  16. В этот день, весной согретый Все цветы, улыбки Вам!
    Чтоб печали Вы не знали,
    Даже легкой грусти тень,
    Чтоб всегда глаза сияли,
    И не только в этот день!

  17. спасибо, нужные советы, многие детки плохо говорят

  18. И некоторые взрослые, вроде меня )))

  19. Хорошая статья, обстоятельная, полезна как родителям, так и бабушкам-дедушкам, развитие речи может много рассказать о ребенке, но в каждом случае это индивидуально.

  20. Когда дочка была маленькой, я почему то очень боялся, что она не будет выговаривать букву Р. Поэтому частенько «рррычал» перед ней. И поэтому буква Р у неё звучала идеально. Все молодые мамаши завидовали.

  21. Ой, и я бы порычала с удовольствием! Да только сама не умею

  22. Каждого родителя волнует этот вопрос. Мой малыш еще не все слова выговаривает хорошо. Но мы сним вместе выговариваем трудные слова.

  23. Екатарина, у меня внук не говорил до 3-х лет, все начали беспокоиться, а потом заговорил сразу. Теперь ему 7 лет, и его просто не остановишь, нашего первоклашку!

Обсуждение закрыто.