Наши дети – это продолжение нас самих. И нам хочется, чтобы их взросление, познание окружающего мира и адаптация к нему происходила максимально интересно, эффективно и полезно.
Поэтому уже на протяжении нескольких десятилетий выработалась целая система знаний о том, как развиваются дети на протяжении почти каждого своего года жизни и о том, какие игрушки в этот период способствуют развитию тех или иных его качеств и черт характера. Игрушки необходимы для развития психики, навыков, умений. В этой статье мы бы хотели подробно познакомить вас с особенностями развития ребенка в определенном возрасте и помочь родителям лучше ориентироваться в потребностях малышей.
Психологическая роль игр и игрушек в развитии детей
Игра как нельзя лучше воспроизводит рядовые события из реального мира. И чем раньше ребенок поймет «правила», тем проще ему будет социализироваться. Например, в детском саду, дальше – в школе. Ведь основная роль всех игр состоит не только в развлечении ребенка, но и в его адаптации к окружающему миру. Особенно, если речь идет о малышах. Как правило, во время игры развивается сразу несколько таких навыков одновременно: от памяти до воображения, формирования мышления, речи.
Но это действует только в том случае, если родители во время игры способствуют развитию у ребенка с рождения базовых навыков: показывать в игре, как готовить пищу, убираться (игрушки – в том числе), научить заботиться о своих игрушках.
По мере взросления, одно из важных мест в жизни ребенка начинают занимать куклы и мягкие игрушки. Именно с ними он сначала начинает копировать поведение родителей или других взрослых: качать любимого мишку или зайца, кормить куклу и т.д. Сначала все эти действия ребенок делает из любопытства, больше неосознанно. Понимание приходит несколько позже.
Как только ребенок развивается и взрослеет, игрушка становится больше, чем разноцветный кусочек плюша или пластика. Игрушка уже приобретает эмоциональный окрас и плотно входит в ежедневную жизнь малыша: ребенок качает его, кормит, рассказывает интересные истории, сажает рядом с собой во время просмотра мультфильмов. Детские игрушки оказывают невероятно положительное воздействие на психику: развитие интереса, любопытства, чувства заботы, понимания, сочувствия. Для малышей важно, чтобы с игрушкой можно было устанавливать тактильный контакт – обнимать, класть рядом с собой в постель.
Ребенок вместе с игрушкой переживает все события дня. До детского сада или до момента, когда малыш начнет активно общаться со сверстниками, игрушка становится лучшим другом для него.
Но кроме положительных моментов, существуют игрушки, которые могут негативно влиять на поведение и развитие психики ребенка. Вы удивитесь, но такие игрушки тоже бывают.
Вспомнить хотя бы куклу Барби. Безобидная, на первый взгляд, кукла, к сожалению может укрепить в голове девочки мысль о ложных идеалах красоты. Идеальная фигура, золотые волосы, дорогие вещи, которые есть у куклы – в процессе взросления ребенку может представиться, что счастье заточено в какие-то конкретные рамки и идеалы.
Аналогичная ситуация и в случаях с мальчиками. На прилавках представлены сотни пластиковых героев из любимых фильмов или мультиков с невероятными мускулами. Детям словно с самого рождения пытаются донести мысль о том, что если у тебя есть сила – ты победитель! У мальчиков, которые от рождения обладают превосходящими физическими данными это может стать «звоночком» для того, что раз он сильнее других, то может обижать более слабых.
Или «излюбленная» тема – война, доминирование, сила. Из этой области – пластиковые ножи, пистолеты, автоматов и прочего оружия – способны вызвать агрессивное поведение у малыша и его закрепление в психике во время взросления.
Именно поэтому стоит помнить о том, что игрушка может стать проводником для малыша во взрослый мир и спровоцировать не только развитие положительных качеств – любовь, забота, сострадание, но и отрицательных – гнев, агрессия, злоба.